"... Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдатьпреемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность?
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов(ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Стандартизация дошкольного образования заключается в:
- Особенности состояния дошкольного детства в России;
- Совместная деятельность воспитателя и детей;
- Игровые формы образования;
- Отсутствие жесткой регламентации;
- Гендерный подход;
- Универсальность и интеграция;
- Единство требований к выпускнику.
Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
- действовать по образцу и заданному правилу
- сохранять цель
-видеть указанную ошибку и исправлять ее
-контролировать свою деятельность
- понимать оценку взрослого и сверстника
Предпосылки познавательных универсальных учебных действий дошкольника
- выделять параметры объекта
- устанавливать взаимо-однозначное соответствие
- выделять существенные признаки
- умение устанавливать аналоги
- осуществлять классификацию и сериацию
Предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий дошкольника
- кодирование/замещение
- декодирование
- умение использовать наглядные модели
Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий дошкольника
- испытывать потребность в общении
- использовать вербальные и невербальные средства общения
- позитивно относиться к процессу сотрудничества
- ориентироваться на партнера
- умение слушать собеседника
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС.
Задачи:
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
- Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
- Развитие творческих способностей;
- Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
- Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
• совместные праздники;
2. Взаимодействие педагогов:
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддвериишкольной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволит оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
План работы образовательных учреждений Ленинского района по преемствености дошкольного и начального общего образования